Равное образование для всех и каждого!
Председатель Движения «ВЕЧЕ» Сергей Звонов в интервью сравнил качество системы образования в СССР и в современной России.
Качество современной системы образования в России, на мой взгляд, нужно оценивать по четырем критериям: это качество самой системы образования как механизма воспитания и предоставления знаний, доступность образования, статус учителя и статус ученика в этой системе.
О качестве системы образования можно говорить в сравнении с чем-то. Я сравнил бы, безусловно, с системой образования в Советском Союзе. Это была эффективная система, и зачем надо было ее ломать и реформировать, мне лично не понятно. Раньше, начиная с детского сада до момента трудоустройства, государство вело ребенка. После получения образования ему было гарантировано рабочее место. Образовательный процесс в СССР был реальным и осознанным процессом получения знаний и навыков, а не существовал для того, чтобы корочки на полку положить. Плюс, очень сильно работали молодежные общественные институты, которые внедрялись в систему образования. И в итоге система сплачивала людей с детства, начиная с октябрят, пионеров, комсомольцев.
В современной же системе образования существует много противоречий. Я не понимаю, зачем, например, нужно было внедрять бакалавриат и магистратуру – высшее образование есть высшее образование. Есть другой момент – ЕГЭ. Кто только эту систему не критиковал, но, тем не менее, она до сих пор сохраняется.
Мне кажется, что не надо было ломать то, что хорошо работало, а уж если сломали, вернитесь обратно, признайте ошибки.
Однако, можно отметить внедрение профессионального уклона в старших классах, раньше был единый стандарт. В этом плане у меня вопросов нет - это плюс. Но это оценка элемента содержания, а не характеристика системы в целом.
Вопрос доступности образования - один из самых животрепещущих. Появление частного, платного образования, тем более базового, первого, считаю огромным минусом. Это уже с детства делит людей на категории по уровню благосостояния, что категорически нельзя допускать. Доступ к образованию должен быть у всех одинаковый. Как только появилось платное образование, ценность образования сошла на нет, потому что стало ясно: заплатишь деньги - получишь диплом. Один мозгами, другой деньгами - диплом одинаковый. Какова цена такому диплому? Таким образом, и сам статус, понятие, идея системы образования начинают сужаться.
Если бы частные образовательные учреждения выросли самостоятельно, за счет личной материально-технической базы, как, например, Гарвардский университет, тогда - да, они имели бы право на существование. У нас исторически частное образование не было развито, и за 10-20 лет его не построить.
Оставьте это право как дополнительное, возможно за два-три поколения оно и расцветет, но зачем сразу убивать то, что вчера работало хорошо?
Статус учителя был очень высок при советской власти. Если бы я пришел домой и пожаловался, что мне учитель дал затрещину, мне бы отец вторую добавил и был бы прав. То, что сейчас происходит со статусом учителя - это недостойно с точки зрения морального отношения и материальной составляющей по отношению к людям, которые ответственны за функционирование и развитие этой отрасли.
Никаких различий между учениками быть не должно! Одинаковая форма, одежда, получаемые знания - это основа. Почему мы позволяем системе выделять кого-то на начальном этапе жизни? Пусть он выделяется в конце обучения своими знаниями и умом и дальше идет зарабатывать деньги. А на этом уровне пока еще все «щенки» и «котята», и вы будьте любезны - барахтайтесь все одинаково, от мам и пап независимо.
Так же не должно быть разницы в уровне материально-технической оснащенности образовательных учреждений, а также качества предоставляемого образования. Нельзя ставить в приоритет, выделять какое-то учебное учреждение над другими.
Равное образование для всех и каждого с равным статусом учителей и учеников!
Председатель Движения «ВЕЧЕ» Сергей Звонов.
- Образование
- Государство
- общество